КТО ПОВЕДЕТ УКРАИНСКИЕ СУДА ЗАВТРА?

Business-News
Середа, Лютий 14, 2007

Профессиональные знания и высокая квалификация в современном мире становятся источником и надежной гарантией делового успеха, экономического благополучия не только отдельных граждан, фирм, предприятий, но и всей страны. Сейчас эти истины уже не требует особых доказательств. Их все чаще и чаще доносят нам самые разные средства массовой информации. Но, оказывается, одно дело слышать о значимости знаний и квалификации рабочих и специалистов, и совсем другое – принимать конкретные меры к реализации этих положений при осуществлении кадровой политики в отдельной фирме, пароходстве или в стране.

Профессиональная судьба сложилась так, что мне многие годы приходилось заниматься психологическими и организационно-педагогическими вопросами подготовки и повышения квалификации кадров для судостроения и флота на самом различном уровне. С горечью констатировал, как в годы экономического кризиса на наших глазах в Украине быстро распадались хорошо отлаженные отраслевые системы профессионального обучения кадров. Учебно-курсовые комбинаты, тренажерные центры многих промышленных гигантов закрывались, их ценнейшее оборудование пошло в металлолом...

А наши прекрасно подготовленные рабочие и специалисты, строившие уникальные суда, оставшись не удел в родной стране, вынуждены были начать поиски мест работы за рубежом. Эта беда охватила не только промышленные предприятия, но и судоводительские кадры. Многие капитаны, старпомы и самые разные специалисты плавсостава тоже массово потянулись для трудоустройства на суда других стран.

И вдруг среди этой разрухи с удивлением узнал о том, что на базе вновь созданного Государственного предприятия «Дельта-лоцман» начал функционировать Отраслевой тренажерный центр, осуществляющий подготовку и повышение квалификации лоцманских кадров. Благодаря тому, что руководству предприятия удалось собрать здесь творческих работников, до тонкостей владеющих лоцманским делом, этот учебный центр стал одним из лучших в Европе. Могу это утверждать с уверенностью не только потому, что большую часть жизни занимаюсь психолого-педагогическими проблемами создания и использования технико-дидактических средств для подготовки рабочих и специалистов разных профессий. Подтолкнул к такому выводу и эпизод, который запомнился надолго. Три года тому назад на базе ГП «Дельта-лоцман» Министерство транспорта и связи Украины организовало Международную научно-практическую конференцию. В ее работе участвовали специалисты, ведущие тренажерную подготовку судоводителей и лоцманов для кадровых агентств Великобритании, Голландии, Турции и других стран. Как педагог и психолог я обратил внимание на завистливо поблескивавшие глаза иностранцев, когда они знакомились с оснащением и методикой обучения лоцманских кадров в Николаевском отраслевом центре. Именно тогда впервые за последние пятнадцать лет, испытал гордость за свою молодую независимую страну...

Вспомнился этот случай потому, что недавно участвовал в комиссии, принимавшей зачеты и рефераты у слушателей курсов по изучению психолого-педагогических основ обучения взрослых, которые были проведены в тренажерном центре ГП «Дельта-лоцман». Дело в том, что в соответствии с требованиями ИМО, все инструктора, которые ведут стажировку лоцманских кадров на рабочих местах или тренировочные занятия на тренажерах должны не только иметь опыт работы капитаном или его помощником, но и владеть необходимым запасом психолого-педагогических знаний. Только такие специалисты могут сегодня готовить морских лоцманов и лоцманов-операторов, отвечающих современным требованиям. Программа прошедших курсов предусматривала как прослушивание лекций по особенностям педагогики и психологии взрослых, так и подготовку индивидуальных рефератов, в которых каждый слушатель должен был осмыслить личный опыт судоводительской и лоцманской работы, высказать предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки лоцманских кадров нашей страны.

Читая эти рефераты, слушая не равнодушные выступления взрослых людей, знающих морское дело не по наслышке и болеющих за него, начинаешь острее чувствовать проблемы, которые их волнуют. Остановлюсь только на некоторых, которые выходят за рамки деятельности одного предприятия и требуют решения на государственном уровне.

Кто такой начинающий лоцман? – написал в своем реферате Николай Самученко - лоцман Одесского порта. И поясняет: профессионал с высшим судоводительским образованием капитана или штурмана дальнего плавания, имеющий успешный опыт работы на судах иностранных компаний. Это человек физически здоровый, не имеющий «вредных привычек», ведущий нормальный образ жизни, который, приобретая профессию лоцмана, надеется проработать до пенсии лет десять пятнадцать. И, конечно же, ему трудно смериться с тем, что его коллега, оставшийся работать капитаном даже на судне небольшого водоизмещения курсирующего по Черному морю и имеющего возможность каждые четыре – пять дней быть дома, получает в три раза больше, чем портовой лоцман за свою ответственную работу с судами разного типа. Профессионалу непонятно, делает вывод Самученко, почему, к примеру, в Новоросийсском порту лоцман получает в два раза больше, чем в Одесском, хотя интенсивность судопотока в последнем даже выше. А в таких условиях добиться стабилизации лоцманских кадров, уменьшить их постоянный дефицит - очень трудно. Вот и получается: мы в Украине готовим квалифицированные кадры, а используют их за рубежом конкуренты, все туже и туже затягивая петлю на шее нашей экономики.

Мне, как социальному психологу, не раз доводилось встречать в прессе и слышать из уст обывателей и даже высокопоставленных чиновников заявления о том, что, мол, у специалистов «Дельты-лоцман» зарплата неоправданно высока. Очевидно до тех пор, пока все мы и наше правительство не поймем, что при анализе и оценке уровня заработной платы нужно ориентироваться не на отстающие предприятия и отрасли, а на конкурентов, поднять экономику страны будет невозможно.

О недостаточном внимании к лоцманскому делу свидетельствует и такой факт. Министерством труда и социальной политики Украины разработан и издан сборник профессиограмм ведущих профессий и специальностей всех отраслей. В нем указываются объем и номенклатура знаний и навыков необходимые для их освоения, требования к психофизиологическим качествам личности, которые они предъявляют. И многие слушатели курсов с недоумением спрашивали, почему профессии морского лоцмана и лоцмана-оператора в этом государственном документе отсутствуют?

В любой стране лоцмана – это профессиональная элита флота. Они не только много знают, многое повидали, но и о многом размышляют. О делах в стране, на флоте. Перспективах его развития, месте и роли своей профессии в жизни страны и флота. Проведенные курсы и подготовленные на них рефераты продемонстрировали это особенно остро.

Когда-то Владимир Маяковский написал, что он любит «громаде» наших планов. Ведь ясные и четкие планы помогают человеку отчетливее видеть свою профессиональную перспективу. Недавнее отсутствие четких планов и государственных ориентиров по углублению канала «Дунай - Черное море», распределению лоцманских функций между портами и государственной службой, оказывается, отрицательно сказалось не только на развитие судоходства, но и на комплектование лоцманских кадров.

А на Всеукраинском семинаре-совещании по вопросам подготовки конкурентоспособных квалифицированных кадров ведущих отраслей промышленности, которое было проведено в январе текущего года, отмечалось, что потребность страны в квалифицированной рабочей силе к 2015 году из-за демографической ситуации будет удовлетворена всего на 30-37 процентов. Это означает необходимость сосредоточивать и быстрее решать весь комплекс проблем, связанных с повышением качественных аспектов трудового потенциала Украинского флота. Только это поможет нам избежать не очень радостных прогнозов опытного капитана и лоцмана Николая Самученко, который, обобщая мысли товарищей по работе, в своем реферате предупреждает: если мы не займемся всерьез сегодня решением социальных, организационных и технических проблем, связанных с подготовкой лоцманских кадров, то через пять-шесть лет в Одесском порту суда будут водить китайцы, филипинцы или корейцы...

Только вряд ли это обойдется нашей стране дешевле и пойдет ей на пользу.

Илья Стариков,
доктор педагогических наук,
профессор факультета психологии НГУ