КТО ЗАПЛАТИТ НЕПТУНУ?

Газета "Моряк"
Вівторок, Лютий 13, 2007


Украине уже в ближайшее время нужно создать Государственную морскую поисково-спасательную систему.

Доклад капитана дальнего плавания, В.Д. Репетей на научно-техническом семинаре в г.Николаеве, который выражает особое мнение рабочей группы специалистов морского транспорта Украины, касательно состояния и перспективы развития Государственной морской поисково–спасательной системы Украины.

В данном докладе обобщен опыт моей 30 летней практической деятельности в организации и проведении поисково-спасательных операций на море.

В тренажёрных центрах по подготовке командного и рядового плавсостава по борьбе за живучесть судов и личному выживанию проводятся лекции по специально утвержденным программам квалифицированными преподавателями. Но, к большому сожалению, в морских учебных заведениях никогда не учили и не учат сложному «искусству» спасания людей, терпящих бедствие на море.

Всем известно, что правильно поставленное обучение имеет решающее значение для эффективности работы и безопасности на море. И, только те, кто отдал свои лучшие годы профессии моряка, понимают о чём я говорю и как это важно. Цель такого специального обучения заключается в подготовке хорошего морского спасателя. Международная морская организация в рамках технического сотрудничества организовывает и проводит специальные курсы для персонала, имеющего практический опыт в организации и проведении поисково-спасательных операций на море.

Курсы ИМО значительно повышают теоретические знания, но не могут заменить практический опыт работы морских спасателей по спасанию людей в экстремальных условиях и ликвидации последствий морских аварий. Морские аварии могут быть самых различных типов – от инцидента до очень серьёзной аварии  это и столкновения судов, и посадки их на мель, и смещение груза и т.д. А как результат таких обстоятельств – судно может быть объято огнём, а в жёстких штормовых условиях обречено на полную гибель вместе с экипажем и пассажирами.

У терпящих бедствие на море единственной надеждой на спасение остается экипаж спасательного судна и поисково-спасательные команды прошедшие специальную подготовку и регулярную тренировку. Естественно, не каждый человек, рискуя собственной жизнью, будет спасать других. Для этого необходимо иметь определённое мужество, чувство ответственности и действовать так, чтобы не только спасти людей, но и самому остаться в живых.

И как в Одессе говорят – это две большие разницы.

Необходимо отметить, что жизнь и здоровье членов экипажей спасательных судов и спасательных команд не застрахована, а в случае гибели, увечья или потери здоровья семьи остаются один на один с создавшейся проблемой. Видимо профсоюзам необходимо проявить активность и добиться защиты и льгот для этой категории людей.

Мировое морское сообщество крайне обеспокоено тем, чтобы свести к минимуму гибель судов и людей, выходящих в море. С этой целью приняты ряд Международных конвенций, соглашений, а также национальных законов, направленных на обеспечение безопасности судоходства на море таких как:
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS);
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. (SOLAS-74);
- Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. (SAR-79);
- Соглашение о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Чёрном море (Анкара, 27.11.98г.)
- Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (IAMSAR),
- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969г. (INTERVENTION);Кодекс торгового мореплавания Украины и другие.

Реализация государственной морской политики Украины по международным договорам в условиях интеграции национальной транспортной системы в мировую, обеспечение безопасности в пределах территориальных вод государства и в морской зоне ответственности Украины на уровне современных требований нуждаются в усовершенствовании и развитии государственной системы обеспечения безопасности судоходства. И составная часть этой системы – Государственной морской поисково-спасательной системы Украины.

В соответствии с требованиями Международной конвенции ООН по морскому праву 1982 года – «Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.» (UNCLOS, часть 2 Статьи 98 Обязанность оказания помощи).

«Каждое Договаривающееся правительство обязуется обеспечить принятие всех необходимых мер по организации связи при бедствии и координации в своем районе ответственности и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры включают создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких средств поиска и спасания, которые рассматриваются как практически возможные и необходимые, исходя из интенсивности движения морских судов и навигационных опасностей, а также, насколько практически возможно, обеспечивают адекватные средства определения местоположения и спасания таких людей». (SOLAS-74, Правило V/7.1).

«С целью облегчить обеспечение надлежащей береговой инфраструктуры связи, эффективной маршрутизации оповещений о бедствии и надлежащей оперативной координации для эффективной поддержки поисково-спасательных служб Стороны индивидуально или в сотрудничестве с другими государствами обеспечивают установление достаточного числа поисково-спасательных районов в пределах каждой морской зоны в соответствии с пунктами 2.1.4 и 2.1.5 конвенции SAR-79. Следует, чтобы такие районы соприкасались и, насколько это практически осуществимо, не перекрывали друг друга». (SAR-79, Глава 2, п. 2.1.3).

«Сторонам следует, где это уместно, заключать соглашения с другими государствами с целью укрепления сотрудничества и координации в области поиска и спасания. Стороны уполномочивают свои ответственные органы подготавливать оперативные планы и мероприятия по сотрудничеству и координации в области поиска и спасания с ответственными органами других государств». (SAR-79, Глава 3, п. 3.1.8).

На выполнение международных требований в вопросах безопасности судоходства большинство государств придают большое значение спасению жизни людей и необходимости непосредственно участвовать в оказании услуг авиационного и морского поиска и спасания лиц, терпящих бедствие на море.

При этом службам системы поиска и спасания предписано не только обнаружить лиц, терпящих бедствие, спасти их, но и обеспечить оказание им первой медицинской помощи и доставку оставшихся в живых в безопасное место. Оказание помощи любому судну или лицу, терпящему бедствие, служит национальным интересам государства, является устоявшейся международной практикой, основанной на традиционных гуманитарных обязательствах, и закреплено в Международном морском праве.

Необходимо помнить, что спасание терпящих бедствие выполняется на безвозмездной основе, независимо от местонахождения, гражданства и статуса лица, терпящего бедствие и обстоятельств при которых оно было обнаружено.

Учитывая гуманную цель Конвенции SAR-79 и обязательства по обеспечению минимальных служб поиска и спасания согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи считает возможным: – рекомендовать Кабинету Министров Украины – «рассмотреть» вопросы о национальной системе поиска и спасания в морской зоне ответственности Украины на 2007-2008 гг., а также выполнения международных конвенций, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, и принять соответствующее распоряжение во избежание исключения Украины из «Белого списка» IMO (Проект Решения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи о совершенствовании законодательного обеспечения деятельности морского и речного транспорта).

На семьдесят первой сессии Комитетом по безопасности на море было одобрено Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (IAMSAR). Правительствам было настоятельно рекомендовано использовать содержащиеся в Руководстве указания при создании, развитии и эксплуатации своих поисково-спасатльных систем и организаций. (Из Резолюции А.894(21) Принята 25 ноября 1999). Цель Руководства IAMSAR заключается в оказании полномочным органам государств помощи в экономичном создании действенных систем и служб поиска и спасания.

27 июня 2002г. была принята Директива Европейского Парламента и Совета 2002/59/ЄС о создании системы мониторинга судоходства и информации. Целью Директивы является создание в Содружестве системы мониторинга судоходства и информации, повышение эффективности реагирования на чрезвычайные события, аварии или потенциально опасные ситуации на море со стороны полномочных органов, что включает поисковые и спасательные операции, повышение уровня предупреждения и проявления загрязнения из судов.

К основным требованиям при разработке действенной Государственной морской поисково-спасательной системы Украины относятся:

  • Принятие ряда законодательных актов о создании службы (служб) поиска и спасания;
  • Разработка мер для использования всех имеющихся ресурсов и предоставления других в случае необходимости;
  • Создание географических зон ответственности на основе межправительственных соглашений с соответствующим спасательно-координационным центром, укомплектование персоналом, обучение и другая кадровая поддержка для целей управления и эксплуатации системы;
  • Выбор и построение адекватных и работоспособных средства осуществления связи;
  • Принятие соглашений, планов и соответствующих документов, обеспечивающих достижение целей и определяющих рабочие отношения.

Бытует мнение у отдельного персонала морского спасательно–координационного центра, что МСКЦ предназначен только для поиска и спасания людей. Такое заявление свидетельствует о недостаточном знании ситуаций при морских авариях, а также Международных конвенций и их Приложений, и отсутствии практического опыта в проведении поисково-спасательных операций. Отсюда упрощённая и ошибочная трактовка целей и задач системы поиска и спасания и роли МСКЦ.

Обращаю Ваше внимание на тот факт, что «Действия по спасанию имущества часто являются естественным продолжением действий по спасанию людей и могут быть средством спасания людей, например, спасание судна может быть лучшим средством спасания жизни людей, находящихся на борту судна.» (Руководство IAMSAR том 1/5.3.14).

Упрощённый подход к делу поиска и спасания всегда приводит к трагическим последствиям. Так например, на 80-й сессии КБМ 24 мая 2005г. года делегация Сингапура проинформировала Комитет о прискорбном инциденте, повлекшем гибель людей, произошедшем на одном из его судов. Ввиду отсутствия координации SAR, это судно получило помощь лишь через пять дней, в течение которых оно дрейфовало в море. ( Отчет о 80 сессии КБМ, п.13.24).

К сожалению, в Украине фактически не создана Государственная морская поисково-спасательная система. Имеются только отдельные её компоненты, но они не объединены в единую систему. Но не смотря на коммерциализацию и межведомственную разобщённость, а только благодаря усилиям Минтранссвязи, Укрморречфлота и некоторых специалистов в области поиска и спасания, которые пока ещё работают в таких предприятиях как ГМСКЦ и ГП «МАРС», в морской зоне ответственности Украины организовываются и проводятся спасательные операции.

По мнению нашей рабочей группы, созданной во исполнение приказа Минтранссвязи № 945 от 18.09.2006г, операции по поиску и спасанию, терпящих бедствие на море, будут более успешными с созданием Государственной морской поисково-спасательной системы Украины Рекомендации Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи в части создания национальной системы поиска и спасания в морской зоне ответственности Украины своевременны и их необходимо реализовывать в кратчайшие сроки. Желательно в этом году, так как Конвенция SAR-79 ратифицирована Украиной в 1992 году, т.е. 15 лет назад! – Времени на «раскачку» нет.

Необходимо особо отметить, что при организации и проведении спасательных операций на обращение ГМСКЦ Одессы всегда мгновенно реагируют Морская охрана Государственной пограничной службы Украины и ГАО „Чорноморнафтогаз”. С их стороны никогда не было отказа о направлении поисково-спасательных единиц и команд в поисково-спасательный район.

Недооценивается значение современной системы безопасности на море, которая активно внедряется большинством морских стран мира, чтобы не произошло такой катастрофы как с танкером «Престиж» у берегов Испании.

К сожалению, Украина к ликвидации катастроф такого масштаба не готова. Причина тривиальна – отсутствие средств, но если случится серьезная авария, она во сто крат нанесет больше ущерба, чем любые вложения в систему безопасности и в один из её составляющих компонентов – Государственную морскую поисково-спасательную систему Украины.

В Конвенции SAR-79 говорится о системах судовых сообщений которые могут устанавливаться сторонами конвенции индивидуально, либо в сотрудничестве с другими государствами, где это считается необходимым для облегчения проведения поисково-спасательных операций.

Cистема судовых сообщений (ССС) обеспечивает свежую информацию о движении, чтобы в случае бедствия:

  • сократить промежуток времени между моментом потери связи с судном и началом поисково-спасательных операций в случаях, когда сигнал бедствия не был получен;
  • позволит быстро определить суда, которые могут быть привлечены для оказания помощи;
  • иметь возможность устанавливать поисковую зону меньших размеров в случае, когда место терпящего бедствие лица, судна или другого средства неизвестно или точно не определено;
  • облегчить предоставление срочной медицинской помощи или консультации.

Участие судов в системах судовых сообщений уже продемонстрировало свои преимущества в отношении безопасности, а особенно при перевозке опасных грузов. Авария с такими судами ставит под угрозу жизнь не только экипажа судна, но и существует реальная угроза национальной безопасности прибрежного государства. Поэтому автоматизированная система взаимопомощи морских судов для целей поиска и спасания (AMVER) введена и успешно функционирует более чем в 20-и государствах. AMVER – единственная всемирная система, используемая исключительно для целей SAR. Услуги этой системы предоставляются бесплатно всем морским судам и МСКЦ.

Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям, включая руководство по передаче сообщений об инцидентах, повлекших сброс опасных грузов, вредных веществ и/или загрязнителей моря описаны в резолюции А.851(20), принятой 27.11.1997г.

Весьма важными для выполнения в полном объёме для всех стран Причерноморья являются п.п. 2.1.4 и 2.1.5 Конвенции SAR-79 и Статья 5 Соглашения о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Чёрном море в части установления границ поисково-спасательного района на основе двухсторонних и/или многосторонних соглашений между странами, подписавшими Соглашение.

Одним из ключевых компонентов морской поисково-спасательной системы являются береговые станции морских районов ГМССБ и системы АИС. Ответственность за создание, функционирование и развитие береговых станций морских районов А1 и А2 ГМССБ вдоль всей морской границы Украины лежит на ГП «МОРКОМ». Для получения навигационной информации предусмотрено также использование береговых станций АИС. Но береговые радиостанции морских районов А1, А2 ГМССБ и береговые станции АИС установленные в Одессе, Керчи, и на Ай-Петри не решают многогранной задачи охвата всей морской зоны ответственности нашего Государства. Здесь ещё предстоит приложить много усилий, чтобы закончить строительство береговых станций и тогда можно будет с уверенностью заявить – Украина выполнила часть своих обязательств по охране человеческой жизни на море.

При этом, следует учитывать необходимость информационной поддержки системы АИС дифпоправками, что в настоящее время также является проблемой.

Необходимость создания береговой станции морского района А1 ГМССБ в настоящее время остро стоит на о. Змеиный. Учитывая важное стратегическое значение острова и его естественные условия, для решения вопросов, связанных с охраной человеческой жизни на море и обеспечения безопасности судоходства в прибрежной зоне острова и устья Дуная, а также принимая во внимание возможность интеграции информации о местоположении судов в единую систему контроля, и последующее направление всем заинтересованным Министерствам, в том числе Морской охране Госпогранслужбе Украины, а также выполнение Комплексной программы последующего развития инфраструктуры и внедрения хозяйственной деятельности на острове и континентальном шельфе, необходимо организовать береговую станцию морского района А1 ГМССБ на о. Змеиный.

Принятие решения о строительстве береговой радиостанции морского района А1 ГМССБ на о. Змеиный, позволит укрепить престиж Украины и обеспечить безопасность судоходства в указанном регионе.

Слишком надолго затянулся вопрос строительства морского района А1 ГМССБ в порту Южный. По непонятным причинам администрация порта затягивает решение этого важного компонента системы SAR.

Зачастую документы готовятся в спешке и недостаточно компетентными и неимеющими практического опыта людьми в сфере поиска и спасания на море. Персонал, рассматривающий эти документы, должен обладать теоретическими и, что не менее важно, практическими знаниями в этих областях, должен иметь четкое представление о сути вопроса и знать каждый этап в организации и проведении поисково-спасательной операции.

Основным элементом при спасательных операциях является поведение спасателей, которые действуют в экстремальных ситуациях и всегда рискуют собственной жизнью, а реакция терпящих бедствие неадекватна и не подпадает под какой-либо стандарт и всё это необходимо учитывать при планировании и проведении спасательных операций. Необходимо уделять достаточное внимание тому, чтобы полностью понимать развитие ситуации при бедствии и основные международные принципы, процедуры и терминологию в области морского поиска и спасания, которые рекомендуются ИМО, как организации которая обобщает мировой отрицательный и положительный опыт проведения спасания на море.

Приведу пример: Постановление КМУ от 26.10.2000г. № 1612 “Про затвердження Плану взаємдії органів управління і сил, які залучаються до реагування на надзвичайні ситуації державного рівня на водних об'єктах”.Необходимо отметить, что данное постановление не отвечает требованиям не только Конвенции SAR-79 и Руководству по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (IAMSAR), но и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974г. (SOLAS-74) в части процедур связи ГМССБ по взаимодействию при получении сигнала бедствия, Конвенции ООН по морскому праву 1982г. и другим.

Морские зоны ответственности (поисково-спасательные районы) закреплены не за МСКЦ, как должно быть, а за морскими торговыми портами.

В связи с наличием в документах ошибок и неточностей в Украине появились: Ильичёвский морской порт Черноморско-Азовкого управления буксирно-спасательного и специализированного флота, Одесский военно-морской порт, Одесский морской порт Держкомкордону и другие ляпсусы. На р.Днепр откуда-то появились рыбные порты такие как: Днепропетровский, Днепродзержинский, Черкасский, Каневский и Киевский рыбные порты со своими зонами ответственности.

В 2001 году к УБССФ ЧАБ присоединили ГМСКЦ и дали новому детищу название ГП «МАРС», но проблема организации морской поисково-спасательной системы в Украине так и не была решена. Руководство УБССФ ЧАБ пыталось доказать, что от такой реорганизация кроме вреда наше государство ничего не получит, но всё тщетно.

Приказом Минтранса Украины от 14.01.2003 № 23 утвержден Устав ГП “МАРС”. Из Устава ГП “МАРС”:

1. Предприятие создано с целью:
- Проведения операций по спасанию человеческой жизни, судов и грузов в открытом море.
- Выполнения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов и других веществ в море.
- Осуществления межпортовых буксировок, судоподъемных, подводно-технических работ и другой коммерческой деятельности на море.

2. Основными направлениями деятельности предприятия являются:
- Несение аварийно-спасательной готовности с целью предоставления помощи людям, судам, летательным аппаратам и другим объектам, которые терпят бедствие в открытом море, а также ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в море;
- Выполнение в открытом море аварийно-спасательных работ с целью спасания человеческой жизни, судов, летательных аппаратов и других объектов.

Таким образом, госпредприятие “МАРС” создано для обеспечения аварийно-спасательной готовности и выполнения аварийно-спасательных работ, поэтому ГП “МАРС” необходимо рассматривать как одно из многих предприятий в системе, предоставляющих поисково-спасательные команды со специализированным оборудованием и обученным персоналом для проведения операций SAR.

В настоящее время ГМСКЦ входит в структуру ГП «МОРКОМ».

ГП «МОРКОМ» занимается созданием, функционированием и развитием морских районов ГМССБ и системы АИС в Украине.

ГМСКЦ сохранён, функционирует, но при этом упущен один из важнейших вопросов который должен выполнять ГМСКЦ в своей повседневной деятельности – создание компьютерной базы данных о состоянии, наличии спасательных сил и средств. Приказом Укрморречфлота №184 от 05.09.2001г. “Про порядок інформування щодо стану морських суден та обладання, які залучаються для проведення аварійно-рятувальних робіт” была утверждена соответствующая Инструкция, которая определяет порядок передачи информации о готовности сил и средств Министерства транспорта для проведения поиска и спасания, терпящих бедствие на море. В соответствии с п.9 этой Инструкции ГМСКЦ должен создать компьютерную базу наличия этих сил и средств. Необходимо особо подчеркнуть, что приказ Укрморречфлота отвечает требованиям Соглашения о сотрудничестве причерноморских государств при поиске и спасании на Чёрном море, подписанное Украиной в Анкаре 27.11.1998 года и ратифицировано 28.11.2002г.

В соответствии со статьёй 7 Соглашения – «Стороны обмениваются информацией о местонахождении спасательных единиц и спасательного оборудования, их характеристиках и наличии, а также могут обмениваться планами операций и порядком действий, которые должны предприниматься при бедствии различных категорий».

Структуры – ГП «МОРКОМ», ГМСКЦ, как и ГП «МАРС» имеют свои цели и задачи. Так:

  • ГП МОРКОМ — ответственность за организацию, функционирование и развитие средств радиокоммуникаций в морской отрасли Минтранссвязи Украины.
  • ГМСКЦ — ответственность за организацию и проведение поисково-спасательных операций.
  • ГП «МАРС» — ответственность за готовность проведения поисково- спасательных операций и ликвидации аварийных разливов нефти в открытом море.

Минтранссвязи 18.09.2006г. издал приказ № 945 "Относительно усовершенствования и функционирования государственной системы обеспечения безопасности судоходства". Для исполнения п. 2 приказа в части поиска и спасания на море с согласия Укрморречфлота была создана рабочая группа из ведущих специалистов отрасли по вопросам морского поиска и спасания. Проведено 6 совещаний рабочей группы. Проанализированы международные и национальные документы по вопросу морского поиска и спасания и рабочая группа пришла к выводу, что:
- не определен центральный орган исполнительной власти, к ведению которого относятся вопросы, которые регулируются Конвенцией SAR-79;
- с введением в 1995 году в действие Кодекса торгового мореплавания Украины на Министерство транспорта Украины, был возложен государственный надзор и контроль за морской спасательной службой, но необходимые меры для создания и эффективной работы Государственной морской поисково-спасательной системы Украины до этого времени не приняты.

Несмотря на принятие приказа № 945 до сего времени не решен вопрос об организационно-техническом становлении Государственной морской поисково-спасательной системы Украины.

Это, прежде всего, разработка:

  • постановления Кабинета Министров Украины относительно отнесения к ведению Минтранссвязи вопросов, которые регулируются Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года, в соответствии со статьей 16 Закона Украины "О международных договорах Украины";
  • постановления Кабинета Министров Украины относительно Положения о Государственной морской поисково-спасательной системы Украины;
  • детального Плана создания этой системы на основе Государственной программы 2002-2006 гг.

По мнению рабочей группы, в морской зоне ответственности нашего Государства создалась проблема, точнее  чрезвычайная ситуация. В Руководстве IAMSAR есть такое выражение «всегда дешевле предотвратить проблему, чем решать её». И это является аксиомой не требующей доказательства.

В интересах эффективности функционирования поисково-спасательной системы, государственного контроля судоходства в пределах территориального моря и в исключительной экономической зоне Украины и учитывая реальную экономическую ситуацию рабочая группа рекомендует во исполнение приказа № 945 поручить выполнение государственных функций поиска и спасания, терпящих бедствие на море ГП «Дельта-Лоцман».

Это единственное государственное предприятие в Украине, которое организовано таким образом, что имеет стройную систему мониторинга безопасности судоходства по всему контуру нашей морской границы и отвечает требованиям ряду Международных конвенций в части поиска, спасания и охраны человеческой жизни на море.

ГП «Дельта–Лоцман» посредством СРДС осуществляет оперативный контроль и регулирование движения судов, способно заблаговременно обнаружить возникновение опасной ситуации с судном, выдать своевременное предупреждение об опасности, оказать помощь в судовождении по требованию судна.

Интенсификация судоходства, особенно с учетом программы увеличения грузопотоков через Украину требует разработки и принятия пакета новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности судоходства и регламентирующих деятельность Государственной морской поисково-спасательной системы Украины.

Национальные нормативно-правовые акты необходимо пересмотреть и привести в соответствие с международными договорами Украины в области обеспечения охраны человеческой жизни на море, спасания людей, судов и других объектов, терпящих бедствие на море. Только в таком случае Государственная морская поисково-спасательная система Украины будет гармонизирована с Международной системой и станет понятна для всех стран-участниц.

Владимир Репетей,
начальник Государственной морской инспекции,
капитан дальнего плавания