БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА – В РУКАХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Газета "Дунаец", № 21(8324)
П'ятниця, Червень 8, 2007


МОРСКОЙ канал Дунай — Черное море в баре гирла Быстрое по праву называют украинским (или малым) Босфором. И дело тут, пожалуй, не только в огромной значимости канала для экономики Придунайского региона и всей Украины.

В 2005 — 2006 годах мне довелось несколько раз проходить пролив Босфор — с севера на юг и в обратном направлении. И каждый раз я поражался четкости и слаженности работы службы регулирования движения судов через Босфор и Дарданеллы. Эта служба круглосуточно осуществляет радиолокационное наблюдение за всеми судами, находящимися в данном районе, — от входа в Босфор до выхода из Дарданелл. Для удобства район разделен на семь секторов, связь с траффик-контролем в каждом из них ведется на отдельном радиоканале. По мере продвижения судна проливом операторы передают его «из рук в руки» — система доведена до совершенства. При необходимости осуществляется лоцманская проводка.

Воспоминания о безупречной, как швейцарские часы, системе мне навеяло посещение офиса Единой морской лоцманской службы «Дунай» ГП «Дельта-лоцман», расположившегося на третьем этаже Измаильского морвокзала. С открытием ГСХ Дунай — Черное море задачи обеспечения безопасности судоходства на украинском участке Дуная от порта Рени до подходов к морскому каналу и порту Усть-Дунайск возложены на ЕМЛС «Дунай». ГП «Дельта — лоцман» объединила в одну высокооснащенную и профессиональную организацию все портовые лоцманские службы, что, безусловно, положительно сказалось на эффективности и оперативности работы лоцманов.

Возглавляет ЕМЛС «Дунай» опытнейший капитан дальнего плавания, более 30 лет посвятивший лоцманскому делу на Нижнем Дунае, Б. П. БОЛОТИН. В составе службы трудятся 32 специалиста, из них 22 линейных лоцмана, четыре диспетчера и четыре стажера.

— Если раньше швартовыми операциями в портах руководили специальные швартовые лоцманы, то сегодня их обязанности возложены на специалистов-универсалов ЕМЛС «Дунай», — говорит Борис Павлович. — Линейный лоцман садится на судно у приемного буя канала в гирле Быстрое и ведет его до места назначения, чаще всего до порта Рени, где руководит постановкой теплохода к причалу. В Рени и Вилково постоянно находятся три линейных лоцмана и стажер ЕМЛС «Дунай». Доставкой лоцманов на суда в Вилково занимается скоростной катер «Гард» ГП «Дельта — лоцман». Там же базируется морской буксир сопровождения «Октябрьский». Высадкой и обслуживанием лоцманов в районе мыса Измаильский Чатал занимается арендованный у пароходства катер «Полярный», а в Рени лоцманов обслуживает катер портофлота.

Со дня открытия морского канала в гирле Быстрое украинским ГСХ из моря на порты Дуная и в обратном направлении прошло свыше 120 судов, более половины из которых — под украинским флагом. В недавнем извещении мореплавателям указано, что проходная осадка судов, следующих через канал, — 5 метров. По последней информации, сегодня через Быстрое могут проходить суда и с большей осадкой, однако глубины лимитируют несколько дунайских перекатов, в частности в районе о. Майкан, на 36 и 72—74 километрах реки. Дноуглублением на трассе ГСХи морском подходном канале сейчас занимаются земснаряд «Прорвин» и специализированный флот ГП «Дунайводпуть». Тем не менее, из-за сильного мелководья на Нижнем Дунае глубины на перекатах упали до критических отметок, что серьезно осложняет работу лоцманов.

Большинство линейных лоцманов — профессионалы экстракласса, знающие украинский участок от моря до порта Рени, как свои пять пальцев. Более 30 лет трудятся в лоцманской службе старшие лоцманы Д.Н. Савельев, В.В. Цыхин, Д.Н. Тюрин, Н.М. Волошин, И.Ф. Мазило, С.Ф. Кондратюк, В.М. Кузьмичев, В.А. Зырянов.

Старшее поколение постепенно переходит на диспетчерскую работу, часть ветеранов уходит на заслуженный отдых. Свой опыт и знания «аксакалы» передают молодым лоцманам. Требования к стажерам высокие: необходимо иметь диплом капитана или штурмана дальнего плавания, не менее пяти лет проработать в должности капитана или старпома. Молодые лоцманы проходят специальное обучение в Центре подготовки лоцманов ГП «Дельта — лоцман» в Николаеве, после чего стажируются на Нижнем Дунае под руководством опытных наставников.

ЕМЛС «Дунай» работает круглосуточно: три бригады по 5—6 человек во главе со старшим лоцманом сменяют друг друга каждые 10 дней. Сменившаяся бригада пять дней находится на подвахте и, в случае необходимости, может быть вызвана на работу.

Процедура проводки судов украинским ГСХ отработана досконально. За сутки до подхода к устью Дуная капитан судна дает заявку на проводку — через агента, по электронной почте или непосредственно по телефону в Измаиле 90-680. За шесть часов заявку необходимо уточнить. В назначенное время к борту прибывает лоцманский катер, на судно поднимается лоцман (часто со стажером), который ведет теплоход в порт назначения.

В основном морские суда следуют на Рени. В идеальном случае при достаточных уровнях воды, хорошей видимости и благоприятных погодных условиях проводка от приемного буя морского подходного канала до порта Рени длится от 14 до 16 часов. Однако на продолжительность проводки влияют маневренные характеристики судна, погодные условия, а главное — изменчивый и коварный нрав реки. Глубины и фарватер на перекатах, на сложных участках меняются практически ежедневно, поэтому дунайских асов-лоцманов отличает особое «чутье», благодаря которому океанские исполины водоизмещением до десяти тысяч тонн успешно достигают портов назначения, расположенных выше по течению.

Украинский канал Дунай — Черное море вызывает стабильно растущий интерес иностранных и отечественных судовладельцев. Ряд преимуществ украинского канала перед румынскими конкурентами (естественные илистые берега, круглосуточное двустороннее движение, длина — всего 2,8 км против 30 миль, а главное — на порядок меньшая стоимость прохода) привлекает даже румынские суда. В день, когда мы посетили ЕМЛС «Дунай», из порта Рени в море следовал в грузу теплоход УДП «Николай Заболоцкий» с осадкой 4, 85 м. Вверх по реке ему навстречу двигался рудовоз «Мидланд — 4» под мальтийским флагом. Суда, как полагается, следовали под проводкой наших лоцманов, Узнать их местоположение, скорость, принадлежность, технические характеристики, порты отправления и назначения, данные о грузе и экипаже мы смогли в течение нескольких секунд благодаря программному комплексу «Дельта — навигатор».

Региональная система регулирования движения судов «Дунай» не имеет аналогов на Нижнем Дунае. Данные, поступающие со станций AIS, которыми оборудованы морские суда, проецируются на электронные карты центров регулирования движения судов (ЦРДС) в Вилково, Измаиле и пункта регулирования движения судов (ПРДС) Рени. Оператор ЦРДС может наблюдать за движением судна на электронном планшете в режиме реального времени. В зоне действия ПРДС Рени и Вилково дополнительно ведется радиолокационное наблюдение. Все четыре ЦРДС, включая АРЛП «Змеиный», связаны между собой в единую систему по каналам спутниковой связи, поэтому лоцман-оператор, например в Измаиле, может получить информацию о навигационной обстановке на всем украинском участке Дуная. Кроме того, любое судно может связаться с ЦРДС по УКВ-радиосвязи — для этого выделено три канала.

Как сообщил нам начальник ЦРДС «Измаил» Б.Е. Гартман, в ближайшей перспективе планируется связать все ЦРДС на Дунае радиосвязью нового поколения с использованием технологии Wi-Lan. Оснащение линейных лоцманов, системы регулирования движения судов самыми передовыми техническими средствами вселяет уверенность: украинский ГСХ — это всерьез и надолго. Инфраструктура отечественного судового хода, его система безопасности судоходства, уровень подготовки линейных лоцманов и операторов отвечает самым жестким мировым стандартам. А это значит, что седьмой международный транспортный коридор на украинском участке реки Дунай силами ГП «Дельта-лоцман» в ближайшем будущем превратится в оживленную водную магистраль, соединяющую Восток и Запад.

Тарас БУРЛАКУ